Концепция работы центра валеологии и психологической реабилитации детей с онкологическими заболеваниями
Трудности в интеллектуальном и личностном развитии детей, страдающих онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, в их обучении и воспитании возникают там и тогда, где и когда в лечебном учреждении не осуществляется индивидуальный подход к ребенку, попавшему в сложную ситуацию, связанную, скажем, со стрессом после сообщения диагноза, с посттравматическим стрессовым состоянием и низкой адаптивностью к сложившимся обстоятельствам вследствие аномалии развития какого-либо психического качества личности. Для преодоления подобного рода трудностей и многих других, возникающих, например, вследствие хронического наследственного или приобретенного заболевания, психологическая служба центра реабилитации вместе с валеологом и педагогом обязана осуществлять системный подход к изучению личности каждого ребенка, нуждающегося в психологической реабилитации или консультациям по профилактике тех или иных последствий заболевания или отклонения в развитии. Для решения такого рода задач должна быть разработана программа индивидуальной коррекции на основе психо – и физиодиагностики. В противном случае социализация личности будет затруднена, что может привести к полному отчуждению ребенка, а также безысходной ситуации, когда он остается наедине со своей проблемой.
Таким образом, основными направлениями работы центра валеологии и психологической реабилитации являются:
- психопрофилактическое
- психодиагностичекое
- психокоррекционное
Все эти направления являются необходимой составной частью системы работы центра, направленной на формирование готовности детей к борьбе за выздоровление, активной деятельности на стадии излечения, развитию личности т дальнейшей адаптации в социуме.
К методам, с помощью которых мы будем решать задачи, связанные с оказанием прямого практического психолого-педагогического воздействия, относятся: психологическое консультирование и коррекция. Приемы же выбираются индивидуально (внушение, убеждение и т.д.).
Консультирование включает в себя оказание устной помощи ребенку в виде рекомендации на основе его предварительного обследования с изучением характера причин возникновения проблемы, мешающей ребенку нормально развиваться. Консультирование проводится в форме бесед с самим ребенком, с его родителями, а также людьми, принимающими участие в его обучении и воспитании, скажем, опекунов, а также учителей больничной школы. Коррекция в отличие от консультации предполагает непосредственное воздействие на ребенка или родителей, которые могли стать первопричиной его проблем. Здесь психолог, социальный педагог и валеолог выступают как воспитатели для ребенка, отвечающие за результаты применяемых ими средств психолого-педагогического воздействия, коррекционных приемов и методов
Результаты обследования, а также используемые средства вносятся в карту развития ребенка с подробным описанием мониторинга и прогнозом результативности. Осуществляемый мониторинг изменений, происходящих в психике или физическом здоровье ребенка, должен вестись грамотно и многоступенчатого :психодиагностическими методами со стороны психолога, методами сравнительного анализа со стороны педагога, методами медицинской диагностики со стороны лечащего врача.
Занятия с психологом и валеологом могут быть как индивидуальными так и групповыми. При этом схема социально-психологического тренинга подбирается в соответствии с возрастом детей и характером проблем. Синтез внешних и внутренних действий при этом может быть достигнут в максимально комфортных условиях, которые также подбираются для ребенка индивидуально (легкая музыка, аромотерапия и др.). Непременными условиями успешности психокоррекционных воздействий являются:
- своевременное диагностирование проблемы ребенка;
- устранение (по возможности) главных причин, вызывающих аномалии в его поведении, развитии;
- подбор эффективных методик воздействия на психику и организм ребенка в физиологическом аспекте;
- расширение круга общения ребенка с целью предотвращения отчуждения и замыкания на своей проблеме.
В качестве теоретической основы создания центра валеологии и психологической реабилитации, как части концепции развития личности ребенка, мы берем базовые положения гуманистической теории воспитания, которые подробно изложены в трудах Р.С.Немова.
Гуманистическая теория видит развитие личности под углом зрения нравственного самосовершенствования, расширения его внутренней свободы и повышения творческого потенциала. Гуманистическая теория представляет личность в понятиях самоактуализации, цели и смысла жизни. Процесс личностного развития ребенка понимается как обретение им определенного сознательного и высокого смысла существования Бурное развитие личности ребенка в школьном возрасте предполагает наличие тех или иных проблем, которые должны быть не только замечены и локализованы, но по возможности решены в максимально короткий срок.
Поставим акцент в анализе структуры личности на мотивационно-потребностную сферу, возникновение и развитие устойчивых ценностей и нравственных установок. Под влияние негативных факторов мотивационно-потребностная сфера ребенка деформируется. На первый план выходит потребность в уединении, отречении от окружающего мира, озлобленности. Совместными усилиями психолог, валеолог и социальный педагог могут изменить мотивационную сферу ребенка, способствуя развитию в качестве приоритетных следующих потребностей:
1) потребность в сохранении собственного здоровья;
2) потребность в естественном поддержании высокого эмоционального тонуса путем получения новых впечатлений от знакомств с новыми людьми, физических упражнений и др.;
3) потребность в поиске путей согласия «Я» с внешним миром (выработка Я-концепции);
4) потребность в общении со сверстниками;
5) потребность в получении новых знаний.
Главная цель работы центра валеологии и психологической реабилитации - пробудить у детей интерес к собственный личности, самоуважение и стремление к самосовершенствованию, включающее в последствии самостоятельный поиск выхода из проблемных ситуаций.
Обязанности валеолога:
1.Анализ антропометрических показателей здоровья.
2. Анализ физиологических показателей здоровья (совместно с лечащим врачом).
3. Проверка дневников здоровья.
4. Организация лектория для родителей «Здоровьесберегающие факторы в семье».
Примерная тематика лекций:
1) режим дня ребенка;
2) как избавиться от вредных привычек;
3) здоровый образ жизни – часть культуры человека;
4) ежедневный рацион питания и его специфика в соответствии с хроническими заболеваниями;
5) необходимые условия укрепления нервной системы ;
6) роль комплексных упражнений для улучшения зрения;
7) двигательная активность, как мера профилактики заболеваний опорно-двигательной системы;
8) природная среда и психосоматическое здоровье ребенка;
9) механизмы закаливающих процедур;
Обязанности психолога:
1. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психосоматического здоровья и социального благополучия ребенка, находящегося в лечебном учреждении, имеющего проблемы в общении или аномалии развития.
2. Способствовать гармонизации социальной сферы лечебного учреждения путем коррекционного устранения различных типов агрессии и интеграции усилий социального педагога, врача, логопеда, классных руководителей, направленных на вывод детей из сложной жизненной ситуации.
3. Определять факторы, препятствующие развитию личности ребенка, а также разрабатывать систему мер по оказанию различного вида помощи (психо-коррекционной, реабилитационной, консультативной).
4. Оказывать помощь детям, имеющим отставание в развитии или проблемы с адаптацией (на основании психологической диагностики различного уровня).
5. Участвовать в планировании и разработке коррекционных программ с учетом специфики проблем ребенка, его половозрастных особенностей.
6. Консультирование родителей и работников образовательного учреждения по вопросам практического применения рекомендаций, направленных на успешность социально-психологической адаптации детей, имеющих проблемы в общении или развитии того или иного рода, тормозящие процесс формирования социально активной личности.
Примерная тематика консультаций для родителей и педагогических работников:
1. Проблема неправильной самооценки и уровня притязаний, неадекватного развитию личности, и их последствия.
2. Межличностные конфликты и конфликт личности и коллектива. Выход из ситуации.
3. Конфликты в семье и способы их разрешения.
4. Конфликт учитель-ученик. Рекомендации по преодолению.
5. Агрессивность и пути ее снижения.
6. Как помочь ребенку с низким уровнем адаптации.
7. Коррекция психического развития в условиях интеграции усилий родителей, учителей больничной школы, социального педагога и лечащего врача.
Обязанности социального педагога:
1. Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребенка на основе изучения его психофизиологических особенностей.
2. Выступать посредником между обучающимся, имеющим поведенческие проблемы, и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств, административных органов.
3. Определение задач, форм и методов социально-педагогической работы для решения социальных проблем ребенка, затрудняющих нормальное развитие личности.
4. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
5. Обеспечить взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб, с благотворительными организациями.
https://docs.google.com/presentation/d/1l4GEo5ScBtJsGMdiltKS9KGFb9y5Aj1xNJnBlkxPejs/edit