Концепция реабилитационного центра

  Концепция работы центра валеологии и психологической реабилитации детей с онкологическими заболеваниями


   Трудности в интеллектуальном и личностном развитии детей, страдающих онкологическими  и другими тяжелыми заболеваниями, в их обучении и воспитании возникают там и тогда, где и когда в лечебном учреждении не осуществляется индивидуальный подход к ребенку, попавшему в сложную ситуацию, связанную, скажем, со стрессом после сообщения диагноза, с посттравматическим стрессовым состоянием и низкой адаптивностью к сложившимся обстоятельствам  вследствие аномалии развития какого-либо психического качества личности. Для преодоления подобного рода трудностей и многих других, возникающих, например, вследствие хронического наследственного или приобретенного заболевания, психологическая служба  центра  реабилитации  вместе с валеологом  и педагогом обязана осуществлять системный подход к     изучению личности каждого ребенка, нуждающегося в психологической реабилитации или консультациям по профилактике тех  или иных последствий заболевания или отклонения в развитии.  Для решения такого рода задач должна быть разработана программа индивидуальной коррекции на основе психо – и физиодиагностики. В противном случае социализация личности будет затруднена, что может привести к полному отчуждению ребенка, а также безысходной ситуации, когда он остается наедине со своей проблемой.
  
   Таким образом, основными направлениями работы центра валеологии и психологической реабилитации являются:
-          психопрофилактическое
-          психодиагностичекое
-          психокоррекционное

   Все эти направления являются необходимой составной частью системы  работы центра, направленной на формирование готовности детей  к борьбе за выздоровление, активной  деятельности на стадии излечения, развитию личности т дальнейшей адаптации в социуме.
    К методам, с помощью которых мы будем решать задачи, связанные с оказанием  прямого практического психолого-педагогического воздействия, относятся: психологическое консультирование и коррекция. Приемы же выбираются индивидуально (внушение, убеждение и      т.д.).
    Консультирование включает в себя оказание устной помощи ребенку в виде рекомендации на основе его предварительного обследования с изучением характера причин возникновения проблемы, мешающей ребенку нормально развиваться. Консультирование проводится в форме бесед с самим ребенком, с его родителями, а также людьми, принимающими участие в его обучении и       воспитании, скажем, опекунов, а также учителей больничной школы.  Коррекция в отличие от консультации предполагает непосредственное  воздействие на ребенка или родителей, которые могли стать первопричиной его проблем. Здесь психолог, социальный педагог и валеолог выступают как воспитатели для ребенка, отвечающие за результаты применяемых ими средств психолого-педагогического воздействия, коррекционных приемов и методов
    Результаты обследования, а также используемые средства вносятся в карту развития ребенка с подробным описанием мониторинга и  прогнозом результативности. Осуществляемый мониторинг изменений, происходящих в психике или физическом здоровье ребенка, должен вестись грамотно и многоступенчатого :психодиагностическими методами со стороны психолога, методами сравнительного анализа со стороны педагога, методами медицинской диагностики со стороны лечащего врача.
    Занятия с психологом и валеологом могут быть как индивидуальными так и групповыми. При этом схема социально-психологического тренинга подбирается в соответствии с возрастом детей и   характером     проблем. Синтез  внешних  и внутренних действий при этом может быть достигнут в максимально   комфортных условиях, которые также подбираются для ребенка индивидуально (легкая музыка, аромотерапия  и др.). Непременными условиями успешности психокоррекционных воздействий являются:
-          своевременное диагностирование проблемы ребенка;
-          устранение (по возможности) главных причин, вызывающих аномалии в его поведении, развитии;
-          подбор эффективных методик воздействия на психику и организм ребенка  в физиологическом аспекте;
-          расширение круга общения ребенка с целью предотвращения отчуждения и замыкания на своей проблеме.

   В качестве теоретической основы создания центра валеологии и психологической реабилитации, как части  концепции развития личности ребенка, мы берем базовые положения гуманистической теории воспитания, которые подробно изложены в трудах Р.С.Немова.
   Гуманистическая теория видит развитие личности под углом зрения нравственного самосовершенствования, расширения его внутренней  свободы и повышения творческого потенциала. Гуманистическая теория представляет личность в понятиях самоактуализации, цели и смысла жизни. Процесс личностного развития ребенка понимается как обретение им определенного сознательного и высокого смысла существования Бурное развитие личности ребенка в школьном возрасте предполагает наличие тех или иных проблем, которые должны быть не только замечены  и локализованы, но по возможности решены в максимально короткий срок.
   Поставим акцент в  анализе структуры личности на мотивационно-потребностную   сферу, возникновение и развитие устойчивых ценностей и нравственных установок. Под влияние негативных факторов мотивационно-потребностная сфера ребенка деформируется. На первый план выходит потребность в  уединении, отречении от окружающего мира, озлобленности.        Совместными усилиями психолог, валеолог и социальный педагог могут изменить мотивационную сферу ребенка,  способствуя развитию в качестве приоритетных следующих потребностей:
1)      потребность в сохранении собственного здоровья;
2)      потребность в естественном поддержании высокого эмоционального тонуса путем получения новых впечатлений от знакомств с новыми людьми, физических упражнений и др.;
3)      потребность в поиске путей согласия «Я» с внешним миром (выработка Я-концепции);
4)      потребность в общении со сверстниками;
5)      потребность в получении новых знаний.

Главная цель работы центра валеологии и психологической реабилитации  - пробудить у детей интерес к собственный личности, самоуважение и стремление к самосовершенствованию, включающее в последствии самостоятельный поиск выхода из проблемных ситуаций.



   Обязанности валеолога:

1.Анализ антропометрических показателей здоровья.
2. Анализ физиологических показателей здоровья  (совместно с лечащим врачом).
3. Проверка дневников здоровья.
4. Организация лектория для родителей «Здоровьесберегающие факторы в семье».

   Примерная тематика лекций:

1)    режим дня ребенка;
2)    как избавиться от вредных привычек;
3)    здоровый образ жизни – часть культуры человека;
4)    ежедневный рацион питания и его специфика в соответствии с хроническими заболеваниями;
5)    необходимые условия укрепления нервной системы ;
6)    роль комплексных упражнений для улучшения зрения;
7)    двигательная активность, как мера профилактики заболеваний опорно-двигательной системы;
8)    природная среда и психосоматическое здоровье ребенка;
9)    механизмы закаливающих процедур;


   
Обязанности психолога:

1.     Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психосоматического здоровья и социального благополучия  ребенка, находящегося в лечебном  учреждении, имеющего  проблемы в общении или аномалии развития.
2.     Способствовать гармонизации социальной сферы  лечебного учреждения путем коррекционного устранения различных типов агрессии и интеграции усилий социального педагога, врача, логопеда,  классных руководителей, направленных на вывод детей из сложной жизненной ситуации.
3.     Определять факторы, препятствующие развитию личности ребенка, а также разрабатывать систему мер по оказанию различного вида помощи (психо-коррекционной, реабилитационной, консультативной).
4.     Оказывать помощь детям, имеющим отставание в развитии или проблемы с адаптацией (на основании психологической диагностики различного уровня).
5.     Участвовать в планировании и разработке коррекционных программ с учетом специфики проблем ребенка, его половозрастных  особенностей.
6.     Консультирование родителей и работников образовательного учреждения по вопросам практического применения рекомендаций, направленных на успешность социально-психологической адаптации детей, имеющих проблемы в общении или развитии того или иного рода, тормозящие процесс формирования социально активной личности.

    Примерная тематика консультаций для родителей и педагогических      работников:
1.     Проблема неправильной самооценки и уровня притязаний, неадекватного развитию личности, и их последствия.
2.     Межличностные конфликты и конфликт личности и коллектива. Выход из ситуации.
3.     Конфликты в семье и способы их разрешения.
4.     Конфликт учитель-ученик. Рекомендации по преодолению.
5.     Агрессивность и пути ее снижения.
6.     Как помочь ребенку с низким  уровнем адаптации.
7.     Коррекция психического  развития   в условиях интеграции усилий родителей, учителей больничной школы, социального педагога  и лечащего  врача.

    Обязанности социального педагога:

1.     Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребенка на основе изучения его психофизиологических особенностей.
2.     Выступать посредником между обучающимся, имеющим поведенческие проблемы, и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств, административных органов.
3.     Определение задач, форм и  методов социально-педагогической работы для решения социальных проблем ребенка, затрудняющих нормальное  развитие личности.
4.     Содействовать созданию обстановки  психологического комфорта и безопасности  ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
5.     Обеспечить взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб, с благотворительными организациями.

https://docs.google.com/presentation/d/1l4GEo5ScBtJsGMdiltKS9KGFb9y5Aj1xNJnBlkxPejs/edit