Программа
«Психологическое сопровождение реабилитации семей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями»
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику больных детей и детей, прошедших полный курс лечения, увеличение числа неполных семей, имеющих ребенка, страдающего онкологическим заболеванием. Значительная часть родителей пребывает в состоянии шока при постановке диагноза ребенку, впадает в депрессию, отдаляется от общества, другая часть долгое время пребывает в растерянности. Адаптация ребенка после болезни также зачастую идет тяжело, психологически трудно дается статус здорового ребенка, пересматриваются требования к себе и окружающим людям. Следовательно, в сложных современных условиях такой семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны реабилитационного центра. Только в процессе взаимодействия психолога, социального педагога, валеолога можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Поэтому требуется системный подход к решению проблемы психологического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей, страдающих онкологическими заболеваниями и выздоравливающих детей.
Процесс взаимодействия семьи и реабилитационного центра должен быть направлен на активное включение родителей в процесс обучения преодолению трудной жизненной ситуации, правильному сочетанию лечения ребенка с развитием его познавательной деятельности, сотрудничество с детьми психологами и педагогами.
К главным функциям взаимодействия реабилитационного центра и семьи относятся:
- информационная
- воспитательно-развивающая
- формирующая
- охранно-оздоровительная
- контролирующая
Задачи взаимодействия:
- формирование активной позиции родителей
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями
- активное участие родителей в адаптационном процессе.
Организация взаимодействия реабилитационного центра и семьи предполагает:
- Изучение семьи с целью выявления ее возможностей правильной адаптации в процессе лечения и после него
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала дальнейшего воспитания ребенка после постановки диагноза
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместных усилий .
Сотрудничество реабилитационного центра и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
Мы выделяем следующие разновидности семей и с учетом этого строим работу с родителями:
- многодетные семьи
- неполные семьи
- семьи отцов одиночек, воспитывающих детей
- семьи, имеющие талантливых, одаренных детей
- неполные благополучные семьи
- очень молодые семьи
- семьи инвалидов
- семьи, имеющие детей-инвалидов
- полные благополучные семьи
- обеспеченные материально семьи, не отвечающие за воспитание своих детей
- неблагополучные семьи в плане материального обеспечения
- неблагополучные семьи с разрушенными нравственными ценностями
- конфликтные семьи
- неблагополучные семьи в плане воспитания детей (не выполняют родительских обязанностей)
- семьи, опекающие детей-сирот
В соответствии с данной типизацией стоится индивидуальный и дифференцированный подход к семьям.
Изучение семьи ребенка позволяет психологу, валеологу и социальному педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношение ребенка с родителями. При этом психолог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Изучение семьи - дело тонкое и деликатное, требующее уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в дальнейшем воспитании ребенка и его благополучном выздоровлении.
Содержание работы реабилитационного центра:
Повышение психолого-педагогических знаний.
Формы работы:
- лекторий для родителей проводится, как правило, сразу после постановки диагноза по разработанной программе. Для чтения лекций и проведения консультаций привлекаются специалисты и наиболее подготовленные психологи, валеологи и социальные педагоги
- Конференции или «круглые столы» для родителей. Обычно, это конференции, посвященные отдельным проблемам: «Как помочь ребенку осознать диагноз и получить позитивный настрой», «Предупреждение депрессий, связанных со сложным течением болезни» и т.д.
- родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их интересов: для родителей трудных детей, для родителей одаренных детей, для родителей учащихся, занимавшихся спортом, музыкой и т.д.
- Индивидуальные занятия с детьми
- Индивидуальные консультации.
- Различного рода выставки творческих работ детей и родителей.
Вовлечение родителей и общественности в работу реабилитационного центра
Формы работы:
- В связи с необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения целей и задач, отбора организационных форм осуществляется ознакомление родителей с нормативно - правовыми и локальными актами, регламентирующие деятельность реабилитационного центра, с содержанием и методикой работы.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, освещаемую на сайте детского онкологического отделения, увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность ребенка (участие в спектаклях, играх, организуемых в больничных условиях), улучшение взаимоотношений родителей и детей в ходе совместной деятельности:
1. Участие родителей в подготовке праздников, состязаний и т.д.
2. Организация общения с другими реабилитационными центрами детских онкологических отделений России, а также зарубежных реабилитационных центров.
3. Участие в работе по привлечению спонсоров.
4. Участие в работе родительского актива.
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся
1. Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий детей.
2. Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания, разрешения противоречий подросткового возраста, профилактика формирования вредных привычек, помощи в преодолении дурного влияния асоциальных неформальных объединений молодежи.
3. Индивидуальная работа с неблагополучными семьями, аморальными и противоправными, не уделяющими внимания детям, семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и т.п. Эту работу центр реабилитации осуществляет совместно с органами опеки и ювенальными органами .
Реализуя программу работы центра реабилитации, предлагаем параллельную разработку программы психологического сопровождения семьи.
Целью психологического сопровождению семьи является содействие в поиске индивидуальной программы развития ребенка в процессе лечения и на этапе его выздоровления, восстановлению социальных связей, традиционного уклада жизни.
Перспективный план реализации программы по психологическому сопровождению семей.
Содержание работы | Исполнители | Результаты деятельности |
1. Отбор и оценка степени применяемости на уровне работы центра реабилитации психологического сопровождения семьи | Инициативная группа психологов и врачей | Составление рекомендаций по внедрению и доработке существующих программно-методических материалов по психологическому сопровождению семьи |
2. Проведение серии консультаций для родителей по адаптации в рамках программ психологического сопровождения семьи | Сотрудники центра реабилитации и приглашенные специалисты | Содействие началу и продолжению работы по внедрению программ сопровождения семейного воспитания |
3. Организация и проведение стажировки психологов и других специалистов на базе центра | ||
4. Проведение локальных социологических исследований в рамках реабилитационного центра с целью выявления уровня психологической компетенции и педагогических потребностей родителей | Сотрудники центра | Уточнение представлений об уровне педагогической компетентности, педагогических запросов и потребностей родителей |
5. Проведение родительского лектория, «маминой школы», «семейной гостиной» | Творческие группы родителей и психолог | Просвещение семей по вопросам развития и воспитания семей |
6. Подготовка и комплектование подборок аудио и видеокассет цикла «Как не упасть духом» | Творческие объединения родителей, психологов и педагогов | |
7. Создание выставок - книжных лавок для родителей. | Педагог, работающий в отделении детской онкологии | |
8. Распространение лучшего опыта | Представители родительской общественности | |
9. Создание родительских общественных объединений, семейных клубов. | Инициативные группы родителей при содействии реабилитационного центра | Начало осуществления 2 этапа программы содействия повышению педагогической компетентности родителей |
10. Систематическое проведение совместных социально-благотворительных детско-родительских семейно-общественных акций | Педагог, психолог и представители родительских объединений | |
11.Организация семейных праздников с созданием условий для совместного участия детей и родителей в их подготовке и проведении. | ||
12. Организация деятельности по обогащению совместного досуга родителей и детей путем приглашения актеров и музыкантов | Творческие педагоги совместно с представителями родительской общественности |
Этапы реализации программы:
- 1 этап Разработка проекта модели центра валеологии и реабилитации
1. Анализ существующих тенденций и проблем.
2. Определение содержания и методов процесса взаимодействия семьи и центра.
3. Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации данного взаимодействия.
4. Выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах воспитания и психологической адаптации кадров и родителей.
- 2 этап. Реализация проекта модели взаимодействия семьи и центра реабилитации.
1. Развитие системы реабилитационной службы, в которую включены психологи, социальный работник, медработники, валеолог.
2. Сохранение лучших традиций и включение нетрадиционных форм и методов в работу по связям с общественностью.
3. Правовое обеспечение процесса.
- 3 этап. Модель разноуровневого процесса взаимодействия семьи и центра реабилитации в ходе ее реализации
1. Создание диагностических методик и диагностических карт семьи каждого ребенка.
2. Выбор и апробация образцов технологий работы с семьей.
3. Разработка индивидуальных программ по взаимодействию с семьями детей, находящихся на излечении и выздоравливающих детей, находящихся в домашних условиях.