Психологическое сопровождение

Программа
«Психологическое сопровождение реабилитации семей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями»

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику больных детей и  детей, прошедших полный курс лечения, увеличение числа неполных семей, имеющих  ребенка, страдающего онкологическим заболеванием. Значительная часть родителей пребывает в состоянии шока при постановке диагноза ребенку, впадает в депрессию, отдаляется от общества, другая часть долгое время пребывает в растерянности. Адаптация ребенка после болезни также зачастую идет тяжело, психологически трудно дается статус здорового ребенка, пересматриваются требования к себе и окружающим людям. Следовательно, в сложных современных условиях такой семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны реабилитационного центра. Только в процессе взаимодействия психолога, социального педагога, валеолога можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Поэтому требуется системный подход к решению проблемы психологического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей, страдающих онкологическими заболеваниями и выздоравливающих детей.
Процесс взаимодействия семьи и  реабилитационного центра должен быть направлен на активное включение родителей в процесс обучения преодолению трудной жизненной ситуации, правильному сочетанию лечения ребенка с развитием его познавательной деятельности, сотрудничество с детьми  психологами и педагогами.

            К главным функциям взаимодействия реабилитационного центра и семьи относятся:
-          информационная
-          воспитательно-развивающая
-          формирующая
-          охранно-оздоровительная
-          контролирующая

Задачи взаимодействия:
-          формирование активной  позиции родителей
-          вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями
-          активное участие родителей в адаптационном процессе.

Организация взаимодействия реабилитационного центра и семьи предполагает:
-          Изучение семьи с целью выявления ее возможностей правильной адаптации в процессе лечения и после него
-          группировку семей по принципу  возможности их нравственного потенциала дальнейшего воспитания ребенка после постановки диагноза
-          анализ промежуточных и конечных результатов их совместных усилий .

Сотрудничество реабилитационного центра и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
Мы  выделяем следующие разновидности семей и с учетом этого строим работу с родителями:
-          многодетные семьи
-          неполные семьи
-          семьи отцов одиночек, воспитывающих детей
-          семьи, имеющие талантливых, одаренных детей
-          неполные благополучные семьи
-          очень молодые семьи
-          семьи инвалидов
-          семьи, имеющие детей-инвалидов
-          полные благополучные семьи
-          обеспеченные материально семьи, не отвечающие за воспитание своих детей
-          неблагополучные семьи в плане материального обеспечения
-          неблагополучные семьи с разрушенными нравственными ценностями
-          конфликтные семьи
-          неблагополучные семьи в плане воспитания детей (не выполняют родительских обязанностей)
-          семьи, опекающие детей-сирот


        В соответствии с данной типизацией стоится индивидуальный и дифференцированный подход к семьям.
        Изучение семьи ребенка позволяет психологу, валеологу и социальному педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношение ребенка с родителями. При этом психолог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Изучение семьи - дело тонкое и деликатное, требующее уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в дальнейшем воспитании ребенка и его благополучном выздоровлении.


Содержание работы реабилитационного центра:

 Повышение психолого-педагогических знаний.

            Формы работы:
-           лекторий для родителей проводится,  как правило,  сразу после постановки диагноза  по разработанной программе. Для чтения лекций и проведения консультаций привлекаются специалисты и наиболее подготовленные психологи, валеологи и социальные педагоги
-           Конференции или «круглые столы» для родителей. Обычно, это конференции, посвященные отдельным  проблемам: «Как помочь  ребенку осознать диагноз и получить позитивный настрой», «Предупреждение  депрессий, связанных со сложным течением болезни» и т.д.
-          родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их интересов: для родителей трудных детей, для родителей одаренных детей, для родителей учащихся, занимавшихся спортом, музыкой и т.д.
-          Индивидуальные занятия с детьми
-          Индивидуальные консультации.
-          Различного рода  выставки творческих работ детей и родителей.

 Вовлечение родителей и общественности в работу реабилитационного центра
             Формы работы:
-          В связи с необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения целей и задач, отбора  организационных форм осуществляется ознакомление родителей с нормативно - правовыми и локальными актами, регламентирующие деятельность реабилитационного центра,  с содержанием и методикой работы.
-          Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, освещаемую на сайте детского онкологического отделения,  увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность ребенка (участие в спектаклях, играх, организуемых в больничных условиях), улучшение взаимоотношений родителей и детей в ходе совместной деятельности:

1.      Участие родителей в подготовке праздников, состязаний  и т.д.
2.      Организация общения с другими реабилитационными центрами детских онкологических отделений России, а также зарубежных реабилитационных центров.
3.      Участие в работе по привлечению спонсоров.
4.      Участие в работе родительского актива.
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся
1.      Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий детей.
2.      Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания, разрешения противоречий подросткового возраста, профилактика формирования вредных привычек, помощи в преодолении дурного влияния асоциальных неформальных объединений молодежи.
3.      Индивидуальная работа с неблагополучными семьями,  аморальными и противоправными, не уделяющими внимания детям, семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и т.п. Эту работу центр реабилитации осуществляет совместно с органами опеки и ювенальными органами .

            Реализуя  программу работы центра реабилитации, предлагаем параллельную разработку  программы психологического сопровождения семьи.
Целью   психологического сопровождению семьи является содействие в поиске индивидуальной программы развития ребенка в процессе лечения и на этапе его выздоровления, восстановлению  социальных связей, традиционного уклада жизни.

Перспективный план реализации программы по психологическому сопровождению семей.


Содержание работы
Исполнители
Результаты деятельности
1. Отбор и оценка степени применяемости на уровне работы центра реабилитации психологического сопровождения семьи
Инициативная группа психологов и врачей
Составление рекомендаций по внедрению и доработке существующих программно-методических материалов по психологическому сопровождению семьи
2. Проведение серии консультаций для родителей по адаптации в рамках программ психологического сопровождения семьи
Сотрудники центра реабилитации и  приглашенные специалисты
Содействие началу и продолжению работы по внедрению программ   сопровождения семейного воспитания
3. Организация и проведение стажировки психологов и других специалистов на базе центра


4. Проведение локальных социологических исследований в рамках реабилитационного центра с целью выявления уровня психологической компетенции и педагогических потребностей родителей
Сотрудники центра
Уточнение представлений об уровне педагогической компетентности, педагогических запросов и потребностей родителей
5. Проведение родительского лектория, «маминой школы», «семейной гостиной»
Творческие группы родителей и психолог
Просвещение семей по вопросам развития и воспитания семей
6. Подготовка и комплектование подборок аудио и видеокассет цикла «Как не упасть духом»
Творческие объединения родителей, психологов и педагогов

7.  Создание  выставок - книжных лавок для родителей.
Педагог, работающий в  отделении детской онкологии

8. Распространение лучшего опыта 
Представители родительской общественности

9. Создание родительских общественных объединений, семейных клубов.
Инициативные группы родителей при содействии реабилитационного центра
Начало осуществления 2 этапа программы содействия повышению педагогической компетентности родителей
10. Систематическое проведение совместных  социально-благотворительных детско-родительских семейно-общественных акций
Педагог, психолог и представители родительских объединений

11.Организация семейных праздников с созданием условий для совместного участия детей и родителей в их подготовке и проведении.


12. Организация деятельности по обогащению совместного досуга родителей и детей путем приглашения актеров и музыкантов
Творческие педагоги совместно с представителями родительской общественности









Этапы реализации программы:

-          1 этап Разработка проекта модели  центра валеологии и реабилитации
1.      Анализ существующих тенденций и проблем.
2.      Определение содержания и методов процесса взаимодействия семьи и центра.
3.      Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации данного взаимодействия.
4.      Выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах воспитания и психологической адаптации кадров и родителей.


-          2 этап. Реализация проекта модели взаимодействия семьи и центра реабилитации.
1.      Развитие системы реабилитационной службы, в которую включены психологи, социальный работник, медработники, валеолог.
2.      Сохранение лучших традиций и включение нетрадиционных форм и методов в работу  по связям с общественностью.
3.      Правовое обеспечение процесса.


-          3 этапМодель разноуровневого процесса взаимодействия семьи и центра реабилитации в ходе ее реализации
1.      Создание диагностических методик и диагностических карт семьи каждого ребенка.
2.      Выбор и апробация образцов технологий работы с семьей.
3.      Разработка индивидуальных программ по взаимодействию с семьями детей, находящихся на излечении и выздоравливающих детей, находящихся в домашних условиях.